Как построить отдел маркетинга?
Что такое отдел маркетинга?
Отдел маркетинга это одна из наиболее важных составляющих бизнеса, с помощью чего можно снижать стоимость привлечения клиентов, прекратить снижение цен, запускать новые каналы сбыта и делать рекламу очень выгодной. Но главная причина почему этот отдел хотят все предприниматели – это выстроенная система, которая может привлекать клиентов ещё много лет.
Вы хотите построить отдел маркетинга? Здесь мы насквозь разберем, для чего, кому он нужен и как его построить, с нуля.
Еще больше полезных фишек на моём Telegtam-канале:
💸 Математика бизнеса: когда 2+2=5, а когда 2+2=3?
💊 Наружная реклама VS Диджитал
😇 Душевность и прибыль в бизнесе
🛜 За счет чего можно усилить маркетинг?
✂️ Что у вас не смогут скопировать конкуренты
🔗 Как я вижу бизнес своих клиентов
💬 Почему локальному бизнесу важно работать с отзывами в геосервисах
🧐 5 причин почему необходимо периодически получать консультации маркетолога
📋 52 планёрки в год с каждым клиентом
💊 О повышении конверсии в маркетинге
Кому надо строить отдел маркетинга
Если у вас есть потребность в системной работе по запуску рекламы, написанию статей, дизайну и вы часто обращаетесь к услугам специалистов из этой области, то уже точно пора формировать постоянную команду. В этой статье вы найдете много ответов!

Пример: Не нужен
Один мой знакомый работает на заводе по производству металлоконструкции и вот что говорит о рекламе и маркетинге “Наш маркетинг – это когда я присылаю смету, кому надо и когда надо”. Я понимаю и соглашаюсь с такой позицией, а зная этого человека лично, могу сказать что с “маркетингом” дела у них обстоят относительно неплохо.
Ещё одним примером может послужить ситуация когда владелец сети магазинов автозапчастей спросил “Как организовать отдел маркетинга?” А когда мы начали разбираться какие задачи надо закрывать, он согласился что на данном этапе развития магазинов он не видит особой потребности, делать что то приходится не так часто и выбрал другой путь развития.
Итого: если вы только начали свой бизнес и пока не готовы выделять деньги для маркетинга, или знаете как регулярно привлекать клиентов и расширять клиентскую базу, Вам не нужен отдел маркетинга.
Пример: Нужен
Автосервис уже много лет работает на рынке, но остановился в развитии и приходило всё меньше клиентов, потому что использовались методы которые уже не давали эффекта как 10 лет назад. Сервис получал всё меньше заказов, пока руководство не приняло решение внедрить отдел маркетинга.
С момента внедрения дела в компании пошли в гору, был разработан новый сайт, сделан ребрендинг, сформировали понятное торговое предложение, заработали низкобюджетные каналы привлечения клиентов. Как следствие в сезонные месяцы автосервис стал не только переполненным, но и удерживает большой поток клиентов.
Итого: если Вы владелец устойчивого бизнеса, хотите расти, готовы вкладывать бюджет на маркетинг – то смело приступайте к его созданию
Плюсы и минусы отдела маркетинга
Маркетинговый отдел может действительно кратно увеличить прибыль или же наоборот – быть убыточным. Это зависит от многих факторов, на которые мы сразу обратим внимание.
Внедрение отдела маркетинга с нуля это значительное вложение, потому что нужно как следует взвесить возможности и недостатки, найти людей, обеспечить рабочим пространством и необходимым бюджетом.
Если всё делать методично исходя из потребностей, не сильно забегая наперед то можно предотвратить лишние расходы. Давайте начнём с плюсов и минусов отдела маркетинга:
Плюсы:
- Развитие компании и увеличение выручки;
- Отстройка от конкурентов;
- Выявление и преодоление системных ошибок;
- Определение путей развития;
- Предотвращение потерь рекламного бюджета;
- Улучшение качества продукта/услуг
Минусы:
- Увеличение фонда на зарплаты;
- Нет гарантии на результат;
- Неквалифицированный персонал
Чем занимается отдел маркетинга
Это самый частый вопрос многих руководителей, бывает даже что сама компания не знает чем может заниматься отдел маркетинга и не знает что такое ЦКП маркетологов. Цели и задачи неповторимые для каждого и зависят от текущего состояния бизнеса, но перечислим несколько базовых целей, которые выполняются регулярно
Пример целей маркетингового отдела
Бывают краткосрочные цели – как например провести рекламную кампанию для увеличения сбыта. Или долгосрочные – вывести новый продукт на рынок. Перечислим базовые цели нашего будущего отдела:
Мы понимаем что цель любого бизнеса – это системное извлечение прибыли, так же все участники отдела маркетинга должны понимать, что результат их работы – это увеличение продаж.
Функции маркетолога в бизнесе
Я много раз встречал безумные отчёты маркетологов, которые содержат несвязные цифры, в которых отсутствуют главные выводы и решения. На мой взгляд излишняя терминология и поверхностное отношение к отчётам навешивает клеймо неблагонадёжности на людей, которые работают в сфере маркетинга. Объясню функции отдела простым, человеческим языком:
По опыту могу сказать, что маркетолог участвует почти во всех бизнес-процессах компании, поэтому функции указаны далеко не все.
Задачи отдела маркетинга
Если функции это стратегия, вектор, то задачи – это мелкие операции, которые постоянно происходят в отделе маркетинга. Вот примеры задач стоящих перед сотрудниками маркетингового отдела:
- Сбор и анализ показателей;
- Выявление целевой аудитории;
- Регулярная отчётность и планирование;
- Разработка маркетинговых инструментов;
- Контроль ценовой политики;
- Анализ каналов сбыта;
- Проведение PR кампаний;
- Анализ продукции и составление продуктовой матрицы;
- Поиск рынков сбыта;
- Согласование действий с маркетинговой стратегией;
- Корректировки планов и продаж;
- Согласование и взаимодействия с другими отделами.
Количество задач зависит от потребностей предприятия и структуры компании, целей, текущих возможностей и положения компании на рынке.
Количество сотрудников и структура отдела маркетинга
Чтобы поставленные вами задачи выполнялись своевременно и с должным вниманием нужно принять решение – какие специалисты должны быть в отделе маркетинга, во многом это определяется целями бизнеса.

1. Руководитель отдела маркетинга
Главное лицо вашего отдела маркетинга, который будет ответственным за все мероприятия. В его работу включается контроль выполнения маркетинговой стратегии, поиск и анализ важных показателей, демонстрация отчётов и на основе них предложение решений. Именно этот человек будет видеть возможности для роста и ограничения компании, потому что опытный маркетолог сразу наблюдает все ключевые бизнес-процессы компании от привлечения, до заключения сделок.
Чтобы эффективно управлять деятельностью отдела маркетинга и получать нужные показатели, опыт в этой сфере должен быть не менее 5 лет. Профессиональное образование и наличие всяческих дипломов не должно быть определяющим критерием.
2. Менеджер по маркетингу и рекламе
Ведут переговоры с поставщиками рекламных материалов, услуг, составляют ТЗ для дизайнеров, публикуют пресс-релизы, ведут документацию, готовят отчеты и т.д. Для такой работы идеально подойдёт специалист с опытом от года
3. Веб-аналитик
Специалист, который наблюдает и анализирует операционные показатели это важная единица в команде, потому что все работающие рекламные каналы должны быть под контролем. Расчеты можно проводить в эксель, далее использовать сторонние программы. Для этой должности подойдет маркетолог с опытом от одного года.
4. Специалист по контекстной рекламе (директолог)
Эта должность стала значимой за последние годы, потому что контекстная реклама в поисковых системах это первое что запускают предприниматели, чтобы быстро привлечь клиентов. Мало того, даже если у вас не будет отдела маркетинга, то хороший директолог должен быть в быстром доступе, чтобы “подкрутить” текущую рекламу, остановить или внести критические обновления. На должность специалиста по контактной рекламе лучше приглашать опытного специалиста, в портфолио которого есть кейсы его настроек.