Блог

Как построить отдел маркетинга?

Что такое отдел маркетинга?

Отдел маркетинга это одна из наиболее важных составляющих бизнеса, с помощью чего можно снижать стоимость привлечения клиентов, прекратить снижение цен, запускать новые каналы сбыта и делать рекламу очень выгодной. Но главная причина почему этот отдел хотят все предприниматели – это выстроенная система, которая может привлекать клиентов ещё много лет.

Вы хотите построить отдел маркетинга? Здесь мы насквозь разберем, для чего, кому он нужен и как его построить, с нуля.

Кому надо строить отдел маркетинга

Если у вас есть потребность в системной работе по запуску рекламы, написанию статей, дизайну и вы часто обращаетесь к услугам специалистов из этой области, то уже точно пора формировать постоянную команду. В этой статье вы найдете много ответов!

отдел маркетинга менеджмент сотрудники маркетинг директор илюстрации

Пример: Не нужен

Один мой знакомый работает на заводе по производству металлоконструкции и вот что говорит о рекламе и маркетинге “Наш маркетинг – это когда я присылаю смету, кому надо и когда надо”. Я понимаю и соглашаюсь с такой позицией, а зная этого человека лично, могу сказать что с “маркетингом” дела у них обстоят относительно неплохо.

Ещё одним примером может послужить ситуация когда владелец сети магазинов автозапчастей спросил “Как организовать отдел маркетинга?” А когда мы начали разбираться какие задачи надо закрывать, он согласился что на данном этапе развития магазинов он не видит особой потребности, делать что то приходится не так часто и выбрал другой путь развития.

Итого: если вы только начали свой бизнес и пока не готовы выделять деньги для маркетинга, или знаете как регулярно привлекать клиентов и расширять клиентскую базу, Вам не нужен отдел маркетинга.

Пример: Нужен

Автосервис уже много лет работает на рынке, но остановился в развитии и приходило всё меньше клиентов, потому что использовались методы которые уже не давали эффекта как 10 лет назад. Сервис получал всё меньше заказов, пока руководство не приняло решение внедрить отдел маркетинга.

С момента внедрения дела в компании пошли в гору, был разработан новый сайт, сделан ребрендинг, сформировали понятное торговое предложение, заработали низкобюджетные каналы привлечения клиентов. Как следствие в сезонные месяцы автосервис стал не только переполненным, но и удерживает большой поток клиентов.

Итого: если Вы владелец устойчивого бизнеса, хотите расти, готовы вкладывать бюджет на маркетинг – то смело приступайте к его созданию

Плюсы и минусы отдела маркетинга

Маркетинговый отдел может действительно кратно увеличить прибыль или же наоборот – быть убыточным. Это зависит от многих факторов, на которые мы сразу обратим внимание.

Внедрение отдела маркетинга с нуля это значительное вложение, потому что нужно как следует взвесить возможности и недостатки, найти людей, обеспечить рабочим пространством и необходимым бюджетом.

Если всё делать методично исходя из потребностей, не сильно забегая наперед то можно предотвратить лишние расходы. Давайте начнём с плюсов и минусов отдела маркетинга:

Плюсы:

  • Развитие компании и увеличение выручки;
  • Отстройка от конкурентов;
  • Выявление и преодоление системных ошибок;
  • Определение путей развития;
  • Предотвращение потерь рекламного бюджета;
  • Улучшение качества продукта/услуг

Минусы:

  • Увеличение фонда на зарплаты;
  • Нет гарантии на результат;
  • Неквалифицированный персонал

Чем занимается отдел маркетинга

Это самый частый вопрос многих руководителей, бывает даже что сама компания не знает чем может заниматься отдел маркетинга и не знает что такое ЦКП маркетологов. Цели и задачи неповторимые для каждого и зависят от текущего состояния бизнеса, но перечислим несколько базовых целей, которые выполняются регулярно

Пример целей маркетингового отдела

Бывают краткосрочные цели – как например провести рекламную кампанию для увеличения сбыта. Или долгосрочные – вывести новый продукт на рынок. Перечислим базовые цели нашего будущего отдела:

Увеличение выручки

Отстройка от конкурентов

Повышение видимости

Увеличение доли рынка

Запуск нового продукта

Увеличение среднего чека

Мы понимаем что цель любого бизнеса – это системное извлечение прибыли, так же все участники отдела маркетинга должны понимать, что результат их работы – это увеличение продаж.

Функции маркетолога в бизнесе

Я много раз встречал безумные отчёты маркетологов, которые содержат несвязные цифры, в которых отсутствуют главные выводы и решения. На мой взгляд излишняя терминология и поверхностное отношение к отчётам навешивает клеймо неблагонадёжности на людей, которые работают в сфере маркетинга. Объясню функции отдела простым, человеческим языком:

Стимулирование сбыта

Исследования рынка

Маркетинговая стратегия

Продвижение продукции

Снижение оттока клиентов

Поиск каналов сбыта

Генерация новых офферов

Анализ показателей

Управление бюджетами

По опыту могу сказать, что маркетолог участвует почти во всех бизнес-процессах компании, поэтому функции указаны далеко не все.

Задачи отдела маркетинга

Если функции это стратегия, вектор, то задачи – это мелкие операции, которые постоянно происходят в отделе маркетинга. Вот примеры задач стоящих перед сотрудниками маркетингового отдела:

  • Сбор и анализ показателей;
  • Выявление целевой аудитории;
  • Регулярная отчётность и планирование;
  • Разработка маркетинговых инструментов;
  • Контроль ценовой политики;
  • Анализ каналов сбыта;
  • Проведение PR кампаний;
  • Анализ продукции и составление продуктовой матрицы;
  • Поиск рынков сбыта;
  • Согласование действий с маркетинговой стратегией;
  • Корректировки планов и продаж;
  • Согласование и взаимодействия с другими отделами.

Количество задач зависит от потребностей предприятия и структуры компании, целей, текущих возможностей и положения компании на рынке.

Количество сотрудников и структура отдела маркетинга

Чтобы поставленные вами задачи выполнялись своевременно и с должным вниманием нужно принять решение – какие специалисты должны быть в отделе маркетинга, во многом это определяется целями бизнеса.

отдел маркетинга менеджмент сотрудники структура отдела маркетинга схема

1. Руководитель отдела маркетинга

Главное лицо вашего отдела маркетинга, который будет ответственным за все мероприятия. В его работу включается контроль выполнения маркетинговой стратегии, поиск и анализ важных показателей, демонстрация отчётов и на основе них предложение решений. Именно этот человек будет видеть возможности для роста и ограничения компании, потому что опытный маркетолог сразу наблюдает все ключевые бизнес-процессы компании от привлечения, до заключения сделок.

Чтобы эффективно управлять деятельностью отдела маркетинга и получать нужные показатели, опыт в этой сфере должен быть не менее 5 лет. Профессиональное образование и наличие всяческих дипломов не должно быть определяющим критерием.

2. Менеджер по маркетингу и рекламе

Ведут переговоры с поставщиками рекламных материалов, услуг, составляют ТЗ для дизайнеров, публикуют пресс-релизы, ведут документацию, готовят отчеты и т.д. Для такой работы идеально подойдёт специалист с опытом от года

3. Веб-аналитик

Специалист, который наблюдает и анализирует операционные показатели это важная единица в команде, потому что все работающие рекламные каналы должны быть под контролем. Расчеты можно проводить в эксель, далее использовать сторонние программы. Для этой должности подойдет маркетолог с опытом от одного года.

4. Специалист по контекстной рекламе (директолог)

Эта должность стала значимой за последние годы, потому что контекстная реклама в поисковых системах это первое что запускают предприниматели, чтобы быстро привлечь клиентов. Мало того, даже если у вас не будет отдела маркетинга, то хороший директолог должен быть в быстром доступе, чтобы “подкрутить” текущую рекламу, остановить или внести критические обновления. На должность специалиста по контактной рекламе лучше приглашать опытного специалиста, в портфолио которого есть кейсы его настроек.